Сочинение без ажиотажа

http://itar-tass.com/
Без итогового сочинения на Единый государственный экзамен нынешних выпускников не допустят, а значит, не сдав это сочинение, аттестат об окончании школы одиннадцатиклассник получить не сможет. Еще в прошлом учебном году об этом знали все выпускники, учителя и, вероятно, родители. Осталось совсем немного времени до того момента, когда одиннадцатиклассникам придётся продемонстрировать своё умение связно излагать мысли на бумаге с использованием знаний по литературе. Итоговое сочинение по всей России будут писать 3 декабря, а уже 5 декабря, не позднее 15.00, будут известны результаты. С ними можно будет познакомиться в своей школе.

Писать его предстоит тому поколению школьников, в подготовку которого сочинение как один из главных компонентов выпускных экзаменов никогда не входило. У учителей литературы было около полугода, чтобы продвигать нынешних старшеклассников в этом направлении.

Понимание такой ситуации есть на федеральном уровне. Один из основных идеологов введения итогового сочинения Наталия Солженицына (председатель Совета по вопросам проведения итогового сочинения при Минобрнауки, президент Русского общественного фонда Александра Солженицына) признаётся, что «трудности, вопросы и критика будут. Минобрнауки оставляет за собой право совершенствования этой системы».

По мнению разработчиков, сложности не должны стать препятствием на пути решения главной задачи, ради которой вводится сочинение, – привитие вкуса к хорошей литературе.

Мы исходили из того, что сочинение должно быть мотивацией к изучению литературы, – отметил министр образования и науки Дмитрий Ливанов. – Оно должно прививать любовь к чтению, способствовать развитию умения грамотно излагать свои мысли и выражать позицию.
Кстати, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также обучающихся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, сделано небольшое отступление. Вместо сочинения они пишут изложение.

Оценивается итоговое сочинение или изложение в системе «зачёт» или «незачёт». При этом те, кто получил «незачёт» или не смог явиться по уважительной причине, имеют право пересдачи 4 февраля или 6 мая 2015 года. Впрочем, нельзя забывать, что шанс пересдать даётся только один. Стоит помнить и о важности сочинения для поступления выпускников в вузы. При приёме они могут учитывать результаты сочинения как дополнительные индивидуальные достижения абитуриентов. В этом случае система оценивания десятибалльная, а критерии вузы устанавливают самостоятельно.

А вот критерии, по которым сочинения будут оцениваться в школе, давно известны: соответствие теме, аргументация и привлечение литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность. Для получения «зачёта» необходимо иметь положительный результат по трём критериям (причём по первым двум – в обязательном порядке), выдержать объём (сочинение – не менее 250 слов, изложение – не менее 150 слов) и написать работу самостоятельно. Если тексты сочинений совпадают друг с другом более чем на 50 процентов, «незачёт» обеспечен. Участник итогового сочинения (изложения) может при выполнении работы использовать орфографический словарь, который выдаёт образовательное учреждение, и черновики. Вот только проверять их и учитывать сделанные в них записи никто не будет. Так что выпускнику надо быть очень внимательным и не забыть всё перенести в бланк записи.

Перечень тем сочинений 2014–2015 учебного года закрыт. О них выпускники узнают непосредственно на экзамене. Но известны пять тематических направлений, которые утвердил Рособрнадзор: «Недаром помнит вся Россия...» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь», «Чем люди живы?». На экзамене выпускникам предстоит выбрать одну из пяти тем сочинения (по одной теме от каждого тематического направления).

Для того, чтобы лучше подготовить нынешних одиннадцатиклассников к прохождению нового испытания и снизить стресс от его выполнения, 20 ноября в Угличском районе и на других территориях прошла апробация итогового сочинения (изложения). 153 выпускника наших школ попробовали свои силы в написании сочинения и 19 – изложения. Всего же в этом году такую форму итоговой аттестации пройдут 700 тысяч российских школьников.

Остается пожелать, чтобы задачи, которые ставят перед одиннадцатиклассниками идеологи и разработчики итогового сочинения, были решены, а все выпускники получили допуск к ЕГЭ.

Светлана Демиденко, начальник отдела развития общего, дошкольного и дополнительного образования Управления образования Угличского муниципального района:

Как каждое нововведение, итоговое сочинение вызвало много волнений не только среди выпускников, родителей, педагогов, но и среди специалистов Управления образования. Если говорить обо мне, то к обязанностям по проведению государственной итоговой аттестации в районе добавился ещё один, не менее важный этап, – итоговое сочинение. А это значит – груз ответственности стал ещё тяжелее. Но благодаря системной работе по сопровождению подготовки к сочинению, нам, как мне кажется, удалось несколько снять напряжённость хотя бы в технологии проведения. Кроме того, апробация, которая состоялась 20 ноября, позволит учесть все выявленные проблемы, и на основном этапе 3 декабря у наших выпускников, я уверена, всё получится.
Елена Горюнова, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 5:

Возвращение сочинения в качестве одной из форм итоговой аттестации выпускников, считаю необходимой, хотя и очень запоздалой мерой. Литература – пожалуй, один из небольшого количества предметов, связанных с формированием души человека, с попыткой осмысления своего места и значения в мире, с развитием спектра чувств, испытываемых человеком, не ограничивающихся триадой «хорошо – нормально – плохо». А отсутствие итогового контроля, согласимся, расслабило всех – от учеников и их родителей до учителей, которые готовы были жертвовать литературой ради русского языка (по нему же ЕГЭ!). Надеюсь, что сейчас ситуация хоть как-то изменится. Желаю всем много интересных книг, захватывающих, впечатляющих, умных, неожиданных. И, очень надеюсь, прочитанных не только для того, чтобы получить «зачёт» на экзамене.

Алина Шахриева, ученица 11 класса средней общеобразовательной школы № 3:

– Я считаю, что те, у кого есть читательский опыт, должны справиться с сочинением. Будет сложно готовиться и писать тому, кто эти годы ничего не делал (не читал элементарный школьный курс литературы, кто не умеет рассуждать). На апробации я писала сочинение на тему «Почему важно уметь сострадать другому?». Эта тема очень важна в наш век информатизации, атомных и биологических катастроф, безразличия к ценности человеческой жизни. Умение сострадать – это то единственное умение, которое может спасти человека. В качестве аргументов я использовала произведение Евгения Замятина «Мы». А настроение было спокойным, я точно знаю, что сказать, как сказать, «ступора» или «мандража, трясучки» я не испытывала.

Николай Фомин«Угличская газета» (№ 46 от 26.11.2014)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Стипендиаты Угличского муниципального района – 2011

Детскому саду «Светлячок» 45 лет!

Тамара Сергеевна Воронина: организатор, учитель, завуч, директор