Школьникам придется «оформляться»

Николай Фомин
«Угличская газета» (№ 34 от 28.08.2013)

Вопрос о необходимости школьной формы в последние годы неоднократно обсуждался на разных уровнях власти с привлечением педагогов и общественности. Аргументы «за» звучали, как правило, убедительнее, чем аргументы «против». В этом году работу по введению формы для школьников развернула Государственная Дума РФ, регионы откликнулись и начали активно принимать соответствующие нормативные акты. Не осталась в стороне и Ярославская область. С просьбой разъяснить сегодняшнее положение дел мы обратились в Управление образования Угличского района. И нам пояснили следующее.


С 1 сентября 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому установление требований к одежде обучающихся отнесено к компетенции образовательной организации (читай, — школ), если иное не установлено Законом или законодательством субъекта Российской Федерации. В свою очередь, Правительством Ярославской области 5 июля 2013 года принято Постановление № 792-п «Об основных требованиях к одежде обучающихся по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях Ярославской области».

Следуя данному постановлению, «с целью создания (...)  деловой атмосферы, необходимой для занятий, обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни и укрепления общего имиджа» школ Ярославской области для них вводятся основные требования к одежде школьников.

Это означает, что в школах могут быть установлены три вида одежды обучающихся: повседневная, парадная и спортивная форма. При этом в любом случае одежда школьников должна соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер, соответствовать погоде и месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении. Обучающимся не рекомендуется ношение в школах атрибутов одежды, закрывающих лицо, одежды, обуви и аксессуаров с травмирующей фурнитурой, символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение.

Повседневная одежда для мальчиков включает брюки классического покроя, пиджак или жилет нейтральных цветов (серых, черных) или неярких оттенков синего, темно-зеленого, коричневого цвета (возможно использование ткани в клетку или полоску в классическом цветовом оформлении); однотонные сорочка или водолазка сочетающейся цветовой гаммы; аксессуары (галстук, поясной ремень).

Девочки в качестве повседневной одежды могут использовать жакет, жилет, юбку или сарафан нейтральных цветов (серых, черных) или неярких оттенков бордового, синего, зеленого, коричневого и других цветов (возможно использование ткани в клетку или полоску в классическом цветовом оформлении); непрозрачную блузку (длиной ниже талии) или водолазку сочетающейся цветовой гаммы; платье в различных цветовых решениях, которое может быть дополнено съемным воротником, галстуком.

Парадная одежда, которую носят в дни проведения праздников и торжественных линеек, представляет собой повседневную одежду, дополненную праздничным аксессуаром, а также светлой сорочкой у мальчиков и светлой блузкой у девочек.

Спортивную одежду школьники должны носить исключительно на занятиях физической культурой и спортом. Кроме этого, образовательные учреждения (классы, параллели классов) могут устанавливать и применять в одежде обучающихся отличительные знаки образовательного учреждения: эмблемы, нашивки, значки, галстуки и так далее.

Общий вид одежды обучающихся определяется органом государственно-общественного управления образовательного учреждения (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и другими). После обсуждения требования к одежде и обязательность ее ношения школьниками устанавливаются локальным актом образовательного учреждения.

В угличских школах, впрочем, как и во всех школах Ярославской области, такие документы уже приняты. Пока это еще не форма, но уже четкие требования к одежде. Таким образом, о том, что в этом году в каждой школе ученики будут ходить в одинаковой форме, речь не идет. Но требования к школьной одежде соблюдать придется всем.

Если обучающийся оденется и придет в свою школу вопреки принятым требованиям, его, конечно, допустят к урокам, но это станет предметом серьезного разбирательства, а после того, как требования к обязательности школьной одежды или школьной формы будут прописаны в уставе образовательного учреждения, за неоднократное нарушение автоматически будет ставиться вопрос об отчислении.

Так или иначе, большинство экспертов сходятся во мнении, что введение школьной формы несет с собой ряд серьезных плюсов. Это и воспитание чувства принадлежности к школе и гордости за нее, и смягчение видимых признаков социального расслоения среди детей и подростков, и дисциплинирующий фактор.


Из истории школьной формы в России

В 1834 году был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры для мальчиков. Фасон школьной формы неоднократно менялся, но ее обязательность сохранялась.
В 1896 г. была утверждена гимназическая форма для девочек. С 1918 года гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена вместе с многими другими разумными наработками в области образования.
Спустя 30 лет, в 1949 году Россия возвратилась к прежнему образу: мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек — в коричневые шерстяные платья с черным фартуком, которые практически полностью копировали форму российской дореволюционной женской гимназии.
В 1973 году форма для мальчиков изменилась. Они стали носить синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. Старшеклассники могли сменить куртку на пиджак. Чуть позже старшеклассницы смогли сменить коричневые шерстяные платья с черным фартуком на юбку и жакет из синей полушерстяной ткани.
С 1992 года школьная форма в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 «Об образовании» была официально отменена. Хотя, начиная с 1999 года, отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы.
Сегодня почти половина опрошенных россиян полагает, что решение о введении школьной формы должно быть принято на государственном уровне. Исследование компании «Будь в Форме!», проведенное в 2005 году, показало, что из 2200 средних и частных школ в Москве примерно 60 процентов ввели или собираются вводить форму, а в Санкт-Петербурге эта цифра составила не менее 90 процентов.

Владлена АНДРЕЕВА, обучающаяся 10 класса Отрадновской средней школы: 
— Новость о введении школьной формы не оставила меня равнодушной. Еще в детстве, пересматривая мамины школьные фотографии, я мечтала, что буду точно так же, как и она, ходить в школу в сарафанчике, красивой блузке с воротничками, гольфах и с аккуратной прической. Сейчас мое мнение о введении школьной формы осталось положительным. Я рада тому, что теперь между школьниками не будет появляться конкуренции из-за одежды. Дети из богатых и бедных семей не станут различать друг друга по уровню дохода родителей, это способствует более легкому налаживанию отношений между ними. Я не думаю, что введение школьной формы разрушит свободу самовыражения ребенка. В нашей школе нам предоставили выбор вещей на наше усмотрение, ограничив его парой-тройкой критериев. 

Наталья МОРОШКИНА, учитель начальных классов Гимназии № 1: 
— В школьной форме есть и плюсы, и минусы. Плюсы очевидны: форма настраивает учеников на рабочий лад, дисциплинирует, позволяет приучить ребят следить за своим внешним видом, прививает аккуратность и понимание назначения делового костюма, стиля, сглаживает неравенство в социально-финансовом уровне семей. Минус только один. Это финансовая нагрузка на родительский кошелек. 

Юлия СИНИЛЬНИКОВА, директор средней школы № 8: 
— Лично я приветствую введение школьной формы и считаю, что, в первую очередь, форма нужна самому ребенку, поскольку организует и дисциплинирует его, приучает к порядку, создает в школе деловую атмосферу. С другой стороны, это еще и забота о здоровье обучающегося, поскольку модная одежда, которая так нравится нашим детям, не учитывает ни физиологических, ни функциональных особенностей растущего организма. Как ни странно, само понятие «школьная форма» почему-то у многих ассоциируется с традиционной одеждой советских школьников, хотя современная мода предлагает широкий спектр одежды для обучающихся разных цветов и фасонов, да и политика государства направлена на то, чтобы образовательное учреждение совместно с детьми и родителями самостоятельно определилось в этом вопросе. Хотелось, чтобы в будущем каждая школа нашего города имела свою особенную школьную форму, которая станет показателем высокого уровня корпоративной культуры образовательного учреждения и предметом гордости учеников. 

 Екатерина ФЁДОРОВА, воспитатель детского сада № 17 «Сосенка»: 
— Мое личное отношение к возвращению школьной формы скорее настороженное, чем оптимистичное. Мне кажется, что это ведет к тому, что теряется индивидуальность ребенка, и мы возвращаемся в советские времена, от которых так стремились убежать. Цвета, которые навязываются школой или российской промышленностью, — серый, черный, бордовый — действуют угнетающе. К тому же школьная форма — это не так дешево, как кажется на первый взгляд. Одеть мальчика-первоклассника меньше, чем на 1700 рублей, не получится. 

 Екатерина ДМИТРИЕВА, родительница второклассницы средней школы № 7: 
— Новая школьная форма. Эти слова у меня вызывают неоднозначную реакцию. С одной стороны, все дети будут одинаково одеты. Это как бы обезличивает ребенка. Но, с другой стороны, не будет существенного различия между детьми из семей разного уровня материального достатка. Я как родитель считаю, что введение формы можно сделать и уважительным, и престижным. Мне хотелось бы, чтобы администрация школы совместно с родителями решали цветовую гамму и фасон одежды для школьников. А государство должно позаботиться об оптимальной, доступной цене на школьную форму для всех слоев населения. Школьная форма — это определенный вид культуры, которую надо воспитывать у наших детей. По-моему мнению, это поможет моему ребенку почувствовать себя членом коллектива, научит соблюдению делового стиля в одежде, хорошим манерам, воспитает дисциплину. Учить этому надо с первого класса, а то и раньше. Это продолжение традиций, которые были у наших родителей: ведь и в прежние времена каждый мог проявить свою индивидуальность в подходе к школьной одежде. Поэтому я считаю, что введение школьной формы — необходимо.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Стипендиаты Угличского муниципального района – 2011

Ольга Дружкова – начальник управления образования

Доска почета

Детскому саду «Светлячок» 45 лет!