С юбилеем, наш директор!

Мария Кузьмина 
«Угличская газета» (29.05.2013) 

Почти двадцать лет назад я закончила маленькую Бурмасовскую школу твердо зная, что сама стану учителем, но воспоминания о собственных школьных годах по-прежнему теплы и трогательны. Я часто открываю альбом уже пожелтевших фотографий тех лет: какие мы смешные и наивные, а наши учителя — молодые и красивые. Но одно фото задерживает мой взгляд. В центре — директор школы ЧИСТЯКОВА Людмила Владимировна, к которой жмемся мы, девчонки, пришедшие на практику на пришкольном участке, тут же мальчишки на школьном крыльце. 


Поистине редкое фото, ибо лишенная честолюбия Людмила Владимировна не любила выделяться, не говоря уже о том, чтобы самоутверждаться за чужой счет. Она всегда о себе думала в последнюю очередь или, точнее, никогда не думала. Но когда требовалось принять важное решение или кому-то нужна была срочная помощь — тогда директор всегда была первой, мера ее человечности не знала границы. 

А в школу мы пришли вместе: я в первый класс, Людмила Владимировна заступила на директорскую вахту. Даже сейчас Людмила Владимировна остается для меня все той же красивой сорокалетней дамой, с каким-то ахматовским шармом, умной и выдержанной; помню эти глаза, в которых улыбка всегда соседствовала с легкой грустью. И все же главной чертой Людмилы Владимировны как директора было уникальное умение понять и простить своего собеседника. Только сейчас, спустя много лет, начинаешь понимать всю ценность ее ненавязчивых уроков. Мы, дети, совершали множество дурных дел, которые мне, сейчас взрослому человеку, на ее месте было бы трудно простить, а Людмила Владимировна имела огромное мужество прощать слабых духом и ошибившихся в пути. 

Я не идеализирую Людмилу Владимировну, ибо считаю, что идеальный директор — это миф, как не бывает вообще идеальных людей. Но я благодарна судьбе, что я росла среди свободных людей, впитав в себя потребность уважения каждого человека без исключения, при этом искореняя в себе равнодушие к неправде, пошлости и цинизму. Это счастье, когда тебя уважают за конкретные достижения и поступки, и одновременно отпущена квота на ошибки, опыт которых дороже чужих готовых истин. Как точно заметил английский писатель Дж. Голсуорси: «Уважение к людям есть уважение к самому себе». 

Что удивительно, все мои первые и главные уроки прошли в стенах родной школы. Сначала это были уроки со своими одноклассниками, затем преддипломная практика и, наконец, мой первый уже учительский урок в 8 классе (самые страшные 40 минут в моей жизни!)... Я вышла из класса с легким головокружением и была встречена всем коллективом во главе с Людмилой Владимировной, которая произнесла тогда для меня совсем ничего не значащие слова: «С боевым крещением!» Опять же позднее пришло понимание, что моя школа началась гораздо раньше: с первым школьным звонком — и не закончилась до сих пор. И сейчас отчетливо помню каждый совет Людмилы Владимировны, сдобренный иронией и смягченный ее природной тактичностью. 

Вспоминается случай (я уже училась в 9 классе). Людмила Владимировна вызвала меня к себе в кабинет и сказала, что я и еще одна девочка поедем на олимпиаду по географии, при этом, поскольку она ехать с нами не может, меня назначает ответственной. На следующий день мы приехали в Углич в вечернюю школу, я села в свой кабинет и стала отвечать на задания олимпиады, но подспудно у меня было смутное чувство тревоги: вдруг моя подшефная восьмиклассница выйдет раньше. Поэтому я быстренько ответила на все вопросы и стала ее ждать в коридоре с сидевшими здесь учителями. Я была горда, что мне было доверено быть ответственной за другого человека. 

Умению брать на себя ответственность и нести ее я училась у своих школьных учителей, которых мы не боялись, а уважали (Л.Н. ХРЕНОВА, В.А. КОЗЛОВА, Т.В. СОКОЛОВА, И.Л. БЕЛЯНЧИКОВА, О.П. ШИХАЛЁВА, О.И. КОРОЛЁВА), и главная заслуга в этом принадлежит нашему «неидеальному» директору Людмиле Владимировне Чистяковой. Вся мудрость ее педагогического мастерства давала зримые плоды, но сама она была всегда неприметна, мягка и тактична, неся постоянное облагораживающее действие. 

В канун юбилея, искренне желаю Людмиле Владимировне крепкого здоровья, семейного благополучия, чтобы каждый миг жизни приносил счастье! С днем рождения, дорогая Людмила Владимировна!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Детскому саду «Светлячок» 45 лет!

Стипендиаты Угличского муниципального района – 2011

Тамара Сергеевна Воронина: организатор, учитель, завуч, директор

Доска почета