ФГОС 5–9 классов: ответы на вопросы пользователей Facebook





ФГОС 5-9 классов: на вопросы пользователей Facebook отвечает Директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Елена Леонидовна Низиенко.

1. О новом федеральном государственном образовательном стандарте


Действующий образовательный стандарт направлен на формирование у учащихся предметных знаний, умений и навыков: по русскому языку, литературе, математике, истории и т.д. Но мир меняется очень быстро, мы сейчас живем в стремительно развивающемся информационном обществе. Дети, которые родились 5-7 лет назад, растут в эпоху огромных потоков информации, они уже с ранних лет умеют пользоваться компьютером и различными гаджетами. И узкоспециальные знания перестали быть основой успешности ребенка в жизни. Поэтому появилась необходимость эти знания интегрировать, сделать их метапредметными, надпредметными, т.е. сформировать у детей общую картину мира, умение ориентироваться в разных ситуациях. Действующий стандарт этого не предусматривает. Поэтому и возникла необходимость принять новый стандарт.

В новом федеральном государственном образовательном стандарте впервые прописываются требования к условиям обучения: какой должна быть школа, какими должны быть учебники и учебные пособия, какой квалификацией должен обладать учитель, какая информационно-образовательная среда должна быть в школе. Только после создания этих условий мы вправе требовать результат.

Также новый ФГОС призван найти решение задачи, связанной с новым качеством содержания образования. Информационные потоки сейчас увеличиваются в геометрической прогрессии. В связи с этим постоянно менять программу, дополняя ее новыми информационными единицами, просто невозможно. Задача другая – научить ребенка ориентироваться в этом потоке информации и дать возможность школе самостоятельно определять содержание образования. Поэтому новый стандарт имеет рамочный характер. В соответствии с ним разрабатывается примерная образовательная программа, школой разрабатывается программа образовательного учреждения, учителя разрабатывают собственные учебные программы, которые они собственно всегда и делали, но теперь им предоставляется большая творческая самостоятельность.

Родители обеспокоены тем, что с внедрением нового стандарта образование станет платным. Это не так. Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования, и ее никто не отменял. Это же предусмотрено в действующем законе «Об образовании», проект нового закона «Об образовании в РФ» также не отменяет бесплатность школьного образования. В новом ФГОС сохранено то же количество бесплатных часов, которое было раньше – на всех ступенях школьного образования: начальном, основном общем, в старших классах. Кроме этого новый стандарт вводит дополнительное количество бесплатных часов внеурочной деятельности. Все, что было бесплатным – осталось бесплатным. Волнения родителей здесь совершенно беспочвенны.

2. Насколько успешно пройдет апробация нового стандарта, если дети в начальной школе не учились по новому ФГОС?


В апробации ФГОС для 5-9 классов участвуют только те школы, которые готовы к этой работе. Перечень критериев готовности включает: оснащенность школ всем необходимым оборудованием, наличие разработанных в соответствии с новым ФГОС образовательных программ. Кроме этого, необходимо, чтобы все учителя школы прошли курсы повышения квалификации. Также учитываются по каким программам дети учились в начальной школе. Есть ряд развивающих программ, которые основываются на системно-деятельностном подходе (система Занкова, система Эльконина-Давыдова). Дети, которые учились по этим программам, абсолютно готовы к переходу на новый стандарт.

3. Пятидневная или шестидневная рабочая неделя для пятиклассников?


Пятиклассники могут учиться и 5, и 6 дней в неделю. Пятидневная рабочая неделя устанавливается при максимальной учебной нагрузке 29 часов в неделю, шестидневная – при учебной нагрузке 30 часов. Если родители считают, что их дети должны получить углубленную подготовку (например, изучать второй иностранный язык), то в соответствии с санитарными нормами и правилами это возможно только при шестидневной рабочей неделе. Школа не может их менять и корректировать, т.к. они действуют для того, чтобы сохранить здоровье ребенка.

4. Будет ли теперь пятиклассник изучать природоведение?


В соответствие с новым ФГОС ученики 5-х классов вместо природоведения будут изучать естествознание – это более интегрированный курс, полностью соответствующий задачам нового стандарта. В следующих классах предусмотрено изучение биологии, географии, химии и физики – все как было раньше.

5. Планируется ли в новом ФГОС введение информатики в пятом классе?


Здесь нужно иметь в виду следующее: информатика и IT как учебный предмет и как навыки, необходимые для жизни и работы в информационном обществе. По новым стандартам навыки начинают формироваться с 1 класса: умение работать с компьютером, умение находить информацию. Этому сейчас учат на любом предмете: русский язык, рисование, математика – сейчас везде есть возможность предоставить ученику начальной школы необходимые условия для приобретения этих навыков. А как предмет информатика изучается с 7 класса.

6. В новом ФГОС говорится, что школа самостоятельно разрабатывает рабочие программы. Имеет ли это смысл, если на выходе (в 9 и 11 классах) должно быть всё едино?


Новый ФГОС – не определяет содержание образования, он определяет требования к структуре программы, условиям и результатам. На основании этого разрабатывается основная примерная образовательная программа, в которую заложено содержание образования. На основе этой примерной программы школа готовит свою программу. Поэтому говорить, что содержание образования в школах будет совершенно разное – нет никаких оснований. По действующему законодательству примерная программа никем не утверждается. В новом законе «Об образовании» вводится дополнительная норма: авторские программы должны проходить экспертизу на соответствие стандарту, после чего готовится реестр этих программ. Школа из этого реестра может выбрать наиболее подходящую программу. Мы хотим, чтобы при сердцевинном единообразии, существовала и вариативность этих программ: школам предоставляется возможность, соблюдая стандарт, сохранить свою миссию, колорит, идентичность. Особенно это важно для школ национальных республик, в программах которых содержится мощный национальный компонент.

7. В каких вариантах будет преподаваться естествознание?


ФГОС 10-11 классов, который будет введен в штатном режиме в 2020-2021 учебном году, предусматривает естествознание как базовый курс гуманитарного профиля. То есть, если ученик определился в старшей школе, что он гуманитарий, он в обязательном порядке изучает интегрированный курс «естествознание». Остальные старшеклассники могут по-прежнему изучать физику, химию и биологию в полном объеме. ФГОС 5-9 классов, который мы сегодня обсуждаем, предусматривает обязательное изучение биологии, физики, химии – здесь никаких изменений нет в сравнении с действующим стандартом.

8. Обязательна ли внеурочная деятельность?


Внеурочная деятельность – это обязательная часть учебного процесса. Но, есть ученики, которые учатся, например, в музыкальной, художественной или спортивной школе. В этих случаях школа должна поступать гибко: засчитывать часы занятий ребенка вне школы в часы внеурочной деятельности.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Стипендиаты Угличского муниципального района – 2011

Детскому саду «Светлячок» 45 лет!

Тамара Сергеевна Воронина: организатор, учитель, завуч, директор

Важная веха в жизни и профессии