Родителям и школе необходимо объединиться

Федор Тихонов
«Угличская газета» (№ 172 от 19.09.2012)

В прошлом номере мы рассказали нашим читателям о том, как в текущем году пополняется материальная база общеобразовательных школ Угличского района. При этом совершенно очевидно, что не только поставки оборудования делают школу современной. Качество обучения измеряется не количеством компьютеров на одного ученика и не оборудованием спортивного зала, а результатами итоговой аттестации выпускников. На августовском совещании педагогических и руководящих работников, характеризуя положение дел в 2012 году по итогам сдачи единых государственных экзаменов угличскими выпускниками, начальник Управления образования УМР Александр Гудков назвал наш район проблемным.


Александр Гудков напомнил, что еще в 2009 году угличские учителя, родители и выпускники радовались тому, что наш район впервые вошел в первую десятку муниципальных образований Ярославской области в совокупном рейтинге по основным ЕГЭ (математика и русский язык) и занял пятое место. Через год угличане сдавали ЕГЭ чуть скромнее. Район стал восьмым, но в этой десятке остался. В прошлом году наш район занял второе место из 20-ти. Это позволило говорить об устойчивой тенденции к повышению результативности ЕГЭ по математике и русскому . языку. Особенно порадовали результаты по математике. По этому предмету средний балл угличских выпускников был самым высоким в Ярославской области. 

Впервые за последние три года средний балл угличан
по результатам ЕГЭ оказался ниже среднего по региону. 


К сожалению, в этом году в совокупном рейтинге по результатам ЕГЭ по русскому языку и математике Угличский район разделил с Мышкинским 10-е — 11-е места. Пессимистично выглядит картина и по английскому языку, информатике, истории и обществознанию. Впервые за последние три года средний балл угличан оказался ниже среднего по региону. При этом несколько общеобразовательных учреждений показали крайне низкие результаты в своих кластерных группах, т.е. на фоне очень похожих школ Ярославской области. В городе таких общеобразовательных учреждений пять, на селе — три. Причем, одна городская и одна сельская школа показали низкие результаты и по русскому языку, и по математике. 

— Я не могу согласиться с тем, что среднестатистический выпускник Угличского района имеет худшие способности по этим предметам в сравнении со среднестатистическими выпускниками Ярославской области и Российской Федерации, — отметил Александр Николаевич. — Проще всего объяснить сложившуюся ситуацию тем, что в этом году был слабый выпуск. Но это не так. Именно в этом выпуске два школьника набрали по 98 баллов по биологии, одна выпускница по русскому языку. Такого результата не было в предыдущие годы. У нас только медалистов в этом году 26 человек, из которых 10 — золотые. 

Еще одной неприятной особенностью этого года, отмеченной начальником Управления образования, стало явное несоответствие между отметкой в аттестате и результатами ЕГЭ. Пять человек из числа несправившихся с ЕГЭ по выбору (химия, биология, история) получили в аттестате отметки «5» или «4». Случаи эти единичны. Но поскольку прецедент состоялся, Александр Николаевич поставил задачу руководителям школ, где имели место эти факты, разобраться в ситуации, а методической службе управления образования — провести мониторинг качества преподавания этих педагогов. 

По математике среди лицеев и гимназий в лидерах по-прежнему физико-математический лицей, а среди первых пятнадцати
из 70-ти сельских школ с численностью
от 30 до 200 человек — Отрадновская школа. 


Впрочем, есть в результатах ЕГЭ этого года и приятные моменты. Несколько образовательных учреждений показали достаточно высокие результаты по русскому языку и математике в своих кластерах на уровне Ярославской области. По математике среди лицеев и гимназий в лидерах по-прежнему физико-математический лицей, а среди первых пятнадцати из 70-ти сельских школ с численностью от 30 до 200 человек — Отрадновская школа. По русскому языку среди городских школ с численностью менее 400 человек уверенные позиции в первой десятке занимает средняя общеобразовательная школа № 8, а в кластере, объединяющем школы с численностью более 400 человек, — школа № 7. Успешно сдали этот предмет и выпускники вечерней школы. 


По русскому языку среди городских школ с численностью менее 400 человек уверенные позиции в первой десятке занимает средняя общеобразовательная школа № 8, а в кластере, объединяющем школы с численностью более 400 человек, — школа № 7. Успешно сдали этот предмет
и выпускники вечерней школы. 



Департамент образования Ярославской области видит причины низких результатов ЕГЭ прежде всего в том, что многолетние разговоры об управлении школами по результатам их работы не привели к тому, что эти результаты стали главной ценностью для всех педагогических коллективов. Для некоторых из них по-прежнему ценным остается сам процесс образовательной деятельности, а не ее результат. 

— У нас нет оснований сомневаться в предметной компетенции угличских учителей, — сказал Александр Николаевич. — Результаты профессиональных конкурсов, участия угличан в приоритетном национальном проекте «Образование», авторитет ряда угличских педагогов на региональном уровне и за его пределами, представление успешного опыта и многое другое об этом вполне красноречиво свидетельствуют. Но предметная компетенция педагога востребована только тогда, когда ложится на мотивацию школьников. За нас с вами ее никто не сформирует. Я имею ввиду массовую мотивацию, а не стремление к учебе отдельных учеников. Именно здесь, в этой плоскости, находится решение вопроса о повышении качества образования и результатов обучения. И если ученик нас не слышит, если мы ему мало интересны, то это наша проблема, а не его. По крайней мере, на уровне оценки результатов нашей работы внешней экспертизой, которой являются: ЕГЭ, государственная итоговая аттестация девятиклассников, и постепенно станет постоянным мониторинг результативности обучения в начальной школе. 

Как бы ни важна была задача закончить 9 класс, она является промежуточной. Главное, подготовить школьника к будущему самоопределению, к будущей жизни, научить делать осознанный выбор и предоставить возможности этот выбор реализовать.  


По мнению начальника Управления образования, еще одной причиной неудач многих выпускников на едином госэкзамене является неспособность девятиклассников, а нередко и десятиклассников, выбирать свою личную траекторию обучения. Большинство выпускников 9-х классов смутно представляют не только то, какую профессию и вуз они выберут, но и то, в какой сфере находятся их способности, а также то, какие специальности будут востребованы, какое производство сегодня развивается в регионе и в нашем районе. Не менее дезориентированы родители. Слабо мотивированы к работе в этом направлении и учителя. Как бы ни важна была задача закончить 9 класс, она является промежуточной. Главное, подготовить школьника к будущему самоопределению, к будущей жизни, научить делать осознанный выбор и предоставить возможности этот выбор реализовать. Поэтому задача каждой школы — создать систему выявления способностей школьников уже на этапе основного общего образования, дать возможность соотнести их с имеющимися в УМР возможностями продолжения образования в рамках предпрофильной подготовки и выбрать путь дальнейшего продолжения образования в старших классах или в учреждениях профессионального образования. 

Ответственность за такой выбор лежит не только на родителях. Сегодня они, как правило, ждут, что им что-то подскажет школа. И если школа считает, что это дело родителей, а сами обучающиеся просто учатся и как-то проводят досуг, думая о том, что время еще есть и все как-нибудь устроится, куда-нибудь поступят, то ситуация становится тупиковой. Это очень напоминает русскую традицию надеяться на авось, долго запрягать, а потом быстро ездить. Быстро доехать до высоких результатов на ЕГЭ, т.е. до поступления в желаемый вуз (особенно, если он выбран в последний момент, да еще и без адекватного представления о том, какова конкуренция при поступлении в него), не получается. И единые госэкзамены нынешнего года это в очередной раз показали. 

Поэтому одной из главных задач системы образования Угличского района сегодня становится создание в каждой школе системы работы по выявлению способностей школьников, их подготовке к продолжению обучения на основе профориентации и осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории. Без постоянного диалога с родителями, единственными реальными союзниками школы в вопросе мотивации школьников к учебе, ничего не получится. 

Что из себя представляют современные производства на «Нексансе» и перепелиной фабрике, как выглядит механизированная ферма XXI века, в чем особенности работы сотрудника банка или туристической фирмы — ответы на эти и другие вопросы угличский школьник должен получить не позднее девятого класса. 


Для этого и самим родителям стоит задуматься о том, что собой представляет современное образование, и насколько его способны освоить их собственные дети. Для того, чтобы понять, насколько далеко от реальности иногда бывает понимание родителей о современном образовательном учреждении, достаточно вспомнить то, как еще недавно на портале uglich.ru родители и ученики сравнивали две угличские школы. Главный лейтмотив обсуждения таков: одна школа хороша тем, что там строго требуют, а другая тем, что там бесплатные учебники. Эти две полярные точки зрения показательно характеризуют два подхода родителей к пониманию того, что такое хорошая школа. Если продолжить их логику, то получится, что для одних учиться лучше там, где требуют ответственного отношения к учебе, пусть даже придется раскошелиться, а для других привлекательнее школа, где меньше спрашивают и меньше родительские расходы. Как второй подход сказывается на мотивации школьников к учебе и на результатах ЕГЭ, догадаться несложно. 

Впрочем, на пути формирования у учеников способности выбирать собственную траекторию обучения есть и существенные успехи. Уже в прошлом учебном году 75% девятиклассников обучались на курсах по выбору в школах, где ведется профильное обучение. Такие курсы в угличских учреждениях начального и среднего профессионального образования смогли пройти почти 93% учащихся девятых классов. 

— Следующим шагом должно стать создание условий для знакомства школьников с предприятиями и организациями нашего района, — констатировал А. Гудков. — Что из себя представляют современные производства на «Нексансе» и перепелиной фабрике, как выглядит механизированная ферма XXI века, в чем особенности работы сотрудника банка или туристической фирмы — ответы на эти и другие вопросы угличский школьник должен получить не позднее девятого класса. В этом смысле стоит вспомнить лучшие образцы профориентационной работы советского периода. Тем более, что ее идеология прямо вписывается в концепцию предпрофильной подготовки школьников.

Популярные сообщения из этого блога

Стипендиаты Угличского муниципального района – 2011

Ольга Дружкова – начальник управления образования

Доска почета

Детскому саду «Светлячок» 45 лет!