Растим содружество почемучек



«Учительская газета» (№ 29 от 16 июля 2013 г.) подготовила материал по итогам общественного и экспертного обсуждения проекта Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Об этапах подготовки и основных положениях ФГОС дошкольного образования с читателями газеты поделились разработчики и эксперты.






- Разнообразие необходимо, чтобы мы могли передать культурный код времен. Стандарт образования же как раз и есть основа для передачи культурного кода времен. Отсюда стандарт выступает как культурный ген образовательного поведения. Вот такое понимание стандарта я исповедую. А ген, как вы знаете, отличается разнообразием, которое он реализует.



- Разрабатывая и проектируя стандарты сначала начального, потом среднего, а теперь и общего образования, мы всячески пытались понять стандарт как конвенциональную норму, норму согласия общества, родителей и даже ключевых субъектов этого процесса - детей. Обычно их никогда не спрашивают, что нужно им. Они всегда выступают как молчащее меньшинство. А вместе с тем их согласие - это их интерес, их согласие - это их мотив, их согласие - это их желание входить в те формы жизни, которые им предлагают. И моя мечта, чтобы они начиная с дошкольного возраста входили в те формы жизни, которые им интересны. Переводя это на более сложные конструкции, главная задача, чтобы у наших детей была мотивация к развитию и творчеству. И, что еще более важно, задача стандарта - позитивная социализация и индивидуализация личности.



- Воспитание - это приобщение к этнокультурному коду, к культурным образцам, к культурным сокровищам, которые есть и в глобальной цивилизации, и в нашей с вами российской культуре. Когда кто-то пытается прорыть между ними пропасть, это неверно. Есть общее пространство культуры, в котором всегда будут жить вместе Толстой, Шекспир и Достоевский. Есть, собственно, великое пространство нашей культуры. Когда-то мы создавали для начальной школы, а для дошкольников мечтали создать, двухтомник. Первый из томов назывался «По щучьему велению» (народные сказки), второй - «По моему хотению» (авторские сказки). Я об этом говорю сейчас не случайно. Без этих сказок нет детства. Поэтому с самого начала дошкольное детство, я говорил об этом во многих своих выступлениях, это мир уникальных ожиданий взрослых по отношению к детям. Мы никогда не знаем, что из них получится, мы можем только хотеть. Но именно неопределенность того, что из них вырастет, очаровывает нас в детях. Мы надеемся, что из нашего ребенка вырастет самая потрясающая наша мечта, и очень часто не только сами становимся заложниками этих наших ожиданий, но делаем заложниками наших ожиданий, а иногда и амбиций, детей. То, чтобы стандарты стали культурной генетикой нашего образования, - моя мечта. Если стандарты станут культурной генетикой и даже, не побоюсь этого слова, евгеникой образования, то эти стандарты как социальные культурные нормы конструируются, и тогда они начинают конструировать все по многим причинам. Одни из этих причин - формальные нормативы, они существуют. С 1 сентября вводится новый вариант закона об образовании, и это мотивировка введения стандарта, а не мотив. Дошкольное образование впервые в истории российской культуры становится полноценным уровнем образования наряду с начальной школой, школой, вузом. Как только мы сказали, что это самостоятельное по статусу образование, то этим самым сказали: должен быть стандарт, благодаря которому можно оценить качество. И сразу начинаются все приключения, которые связаны с вопросами стандарта.



- Мы предлагаем несколько ходов. Первый: стандарт дошкольного детства - это стандарт поддержки разнообразия в детстве. Вот этот ход, который нами делается, основан на том, что мы делаем нестандартные стандарты. Стандарт, который поддерживает и должен поддержать варианты развития. Стандарт, который не должен рассматривать дошкольное детство исключительно, как его рассматривали раньше, то есть как подготовку к школе. Я всегда удивляюсь парадоксальности логики в понимании каждого этапа жизни как подготовки к другому этапу.



- Действительно, то, что мы живем завтрашним днем, может привести к тому, что ребенок может пропустить неповторимость детства. Но каждый из нас ценен сегодня, ценен здесь и теперь. И логика, которая распространяется, например, на профессиональное образование, что дошколка - это сфера услуг, она не срабатывает! Вообще панически боюсь при разработке стандартов сведения образования к сфере услуг. Это возможный вариант, касающийся вузов, профессионального образования, но и там не все сводится к сфере услуг. Когда один из коллег, экономист, меня спрашивал, почему я так всегда спорю с моим другом Ярославом Кузьминовым, который называет образование сферой услуг, я привожу один пример: вы влюбились, провели с любимым замечательную ночь, утром открываете глаза: «Милый, ты доволен, как я тебя обслужила?» Вы чувствуете? Сведение образования к сфере услуг невозможно!



- Для меня самый страшный, самый опасный - это риск преобладания контроля образования над развитием образования. Никакая зуновская логика, никакие знания, умения, навыки при всей их важности не выйдут здесь на первый план, нет такого человека, который придет и, как бы он велик ни был, скажет: «Этот ребенок отклонился туда-то, мы его продиагностировали». Наша формула: от диагностики контроля, от диагностики селекции к диагностике развития ребенка и определению совместно со взрослым его зоны ближайшего развития. Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми, дать целевые ориентиры для уникальных программ дошкольного образования, которые были и есть в нашей стране.
Второй риск - риск непонимания. Поэтому нужен тезаурус, чтобы стандарт понимали и управленцы, и родители, и воспитатели, и учителя. Когда мы говорим о целях, то они в начале стандарта, в конце сказано о целевых ориентирах, и надо четко их различать, чтобы документ был целеполагающим и целеобразующим.
Я понимаю риски великого племени родителей, которые хотят уменьшить резкий кризис перехода от дошколки в школу, от школы - на другие этапы развития. Наша задача сделать так, чтобы этот кризис не был кризисом для родителей, так как кризис для родителей приводит к неврозу родителей, и даже если нет невроза у ребенка, родители подарят ему свой невроз, встречаясь с учителем. Я хочу, чтобы родители понимали, что никто не отбрасывает познание, в том числе эстетическое. Речь идет о том, что познание не становится самоцелью, а входит через ворота ведущей деятельности с учетом возрастной специфики этой ведущей деятельности и зоны ближайшего развития как со сверстниками, как с сообществами детскими, так и со взрослыми. Детская субкультура - двигатель детского развития.



- Когда мы ее определяем не как чисто образовательную программу, а именно как поддержку социализации, в этом ключевое, принципиальное отличие от программ мира дошкольного образования как автономного мира от мира школьного образования, в котором тоже стоит задача развития личности, но в котором учебная деятельность стоит во главе угла. В дошкольном образовании другие виды деятельности, в которых возникают предпосылки учебной. Это совершенно разные формы игры, общение, исследование. Поэтому стандарт дошкольного образования ставит цель, чтобы дети остались почемучками. Нам важно, чтобы у них возникла мотивация к познанию и творчеству и в ходе этой мотивации они обучились счету, получили представление о мире, о Родине. Через сказки, через игры, через искусство, через мультфильмы, через исследовательское конструирование. Мы должны для ребенка создать социальную ситуацию развития, это ключевая задача. А локомотивом развития ребенка служит содействие ребенка со взрослым и со сверстниками, содействие передает основу проектирования в программах тех форм взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми, которые по новому варианту стандарта должны быть в школе. То есть это и есть его готовность к школе. Когда Филипок приходит и говорит: «Я хочу учиться!», он готов к школе, а когда Недоросль приходит в школу и оказывается социальным инфантилом, он просто к ней не готов. Идти путем зубрежки, дрессуры, сажания ребенка за парту в четыре года не нужно. Лучше создавать мотивацию для ребенка, который готов всех и каждого замучить своими вопросами.



- Дошкольное образование я понимаю как содействие между ребенком и взрослым, в котором ребенок приобщается к культуре и находит свое «я», вернее, ищет его, он может не найти его и в течение всей жизни. Мы даем только ценностные ориентиры: ищите, ориентиры общие. Отсюда действуют формулы при поиске программ, когда мы даем ориентиры стандарта как культурного гена: инвариантность целей при вариативности средств достижений. Детство ради детства задает инвариантные цели через целевые ориентиры. Мы приведем в школу мотивированного ребенка, и педагоги начальной школы должны постараться, чтобы почемучка не пропал. В дошкольных учреждениях не может быть таких страшилок, как ЕГЭ. Те, кто будет ребенка строить по программам «выучи то», «прочти это», во многом поступают неправильно. Только через деятельность могут войти познавательные задачи и познавательные навыки.
Стандарт, да, несет требования, но это требования к условиям дошкольного образования. Когда вы разговариваете с ребенком, одеваете его, собираете на прогулку, вы учите его дисциплине, вы учите его культуре. И, учась держать правильно ложку, он становится человеком, а не каким-то другим существом. Это стандарт очеловечивания.
В целевых ориентирах четко сказано, что наши дети должны уметь сострадать и сорадоваться как взрослому, так и ближнему своему. Лучше всего передает суть этого стандарта книжка Януша Корчака «Как любить детей», она помогает увидеть в ребенке индивидуальность, неповторимость и то, что главное для ребенка - это вырасти человеком.

Автор: Лора ЗУЕВА





- Один из моих учителей, когда я учился на психологическом факультете МГУ, Даниил Борисович Эльконин, нам говорил на лекциях, потом он об этом и в книгах своих писал, что развитие культуры удлиняет детство, все дальше отодвигая этап вхождения в непосредственно взрослую жизнь. Помните, Пушкин писал: «Мой Ваня моложе был меня, мой свет, а было мне тринадцать лет»? Для сегодняшнего тринадцатилетнего подростка это социально неприемлемо. Для того чтобы социализироваться, нужно время. Сама культура отодвигает вхождение ребенка в производственные, экономические отношения. Чем она богаче, тем этот момент отодвигается все дальше и дальше. Нужно время, для того чтобы сформировались психологические механизмы, необходимые для профессиональной, семейной, социальной жизни. Детство, отрочество, юность - это периоды социальных проб и социального созревания.



- Я бы так не сказал. Наоборот. Культурная ситуация сегодня очень сложная, и есть масса вызовов, на которые должна отвечать система дошкольного воспитания, поскольку сейчас мы решили, что это все-таки уровень образования. Раньше система дошкольного воспитания не рассматривалась в таком аспекте. А каждый уровень образования по закону требует выработки стандарта. Сказав в законе «а», надо говорить и «б». Надо обеспечить стыковку с другим уровнем образования. И здесь возникают сложнейшие проблемы - методологические, культурологические, педагогические, социальные.



- У нас нет всеобщего обязательного дошкольного образования. Я имею право не отдавать своего ребенка в детский сад, если не хочется. Не секрет и то, что многие дети не могут попасть в садик из-за отсутствия там мест. Этот уровень не предполагает всеобщности и обязательности. Более того, исследования показывают, что сильные социальные слои населения предпочитают отдавать ребенка в систему дошкольного воспитания на поздних этапах, перед поступлением в школу. Напротив, слабые социальные группы отдают детей в сады в более раннем возрасте, потому что родители вынуждены работать и не в состоянии содержать сопереживанием, с сочувствием, с пониманием позиции другого человека. Это социальный опыт. Поэтому когда разрабатывался стандарт, авторы ставили акцент именно на социализацию ребенка. Что должен дать детский сад прежде всего? Дать возможность нормальной культуросообразной и наукоемкой организации процесса социализации ребенка на разных этапах дошкольного возраста. Более того, надо дать возможность полноценно прожить эти этапы, пережить кризис трех лет, освоить особые ролевые отношения, которые осваиваются в игровой деятельности.



- Многие опасаются, что мы пытаемся подогнать детский сад под школу, накладывая ее требования на подготовку детей. Однако подобная «педагогика» отнюдь не расширяет культурный багаж ребенка, а, напротив, сужает его; мы теряем что-то очень важное. Нам только кажется, что если мы сделаем что-то раньше, то дадим ребенку больше возможностей, а на самом деле мы можем действовать ему во вред. Я называю это, как и многие другие, ранней скаляризацией. Понятно, мы учимся с самого начала. Но по-другому. Нельзя сады превращать в ступень школьного образования, это будет огромная культурная ошибка. Ключевой момент в дошкольном воспитании - игровая дея-тельность. В игре происходит освоение социального опыта путем принятия ролей, игровой ситуации, путем освоения норм поведения и действий сообразно этим нормам. У Эльконина было сказано замечательно: «Ребенок идет от игр со скрытыми правилами, когда он эти правила как бы не видит, но он им подчиняется, а потом возникает роль, и он ведет себя сообразно роли, а потом возникает понимание, что если я правила нарушу, то и игра пропадет». Посмотрите, как сложно человек осваивает нормы поведения! Он проходит сквозь разные этапы. И в результате оказывается мотивирован соблюдать правила. Потому что, повторюсь, без соблюдения правил и игра пропадет. У ребенка во время игры формируется произвольность поведения - желание следовать правилу. А это и есть готовность к школе.



- Вопрос следует продолжить: а играют ли с ними родители? Разваливается система дворов, родители загружены. Данные показывают, что чем старше ребенок, тем родители все меньше и меньше участвуют в совместной игре. С трехлетними играют 70 процентов мам и пап, а с пяти-шестилетними - лишь около 20. Взрослые часто вообще разрушают игровую ситуацию: сказочный фонтан превращается с их появлением в обычный стакан, а море с рыбками - в опостылевший суп. И ребенок вынужден замыкаться и уходить в себя. Способность к игре весьма важна: здесь проявляется знаковая опосредованность, символизация поведения. Это очень важная способность, без которой учебная деятельность вообще не может разворачиваться, когда через одно обозначается другое. Но умение применять подобные замещения в школе пригодится. Ведь ключевой момент учебы - использование знаково-символических форм. В игре помимо социально-ролевых моментов, связанных с произвольностью, знаковым опосредствованием собственно поведения, формируются фундаментальные способности, мыслительные навыки, которые связаны с интеллектуальным развитием, воображением, фантазией.



- Существуют разные возможности для социализации ребенка. СМИ, семья, детский сад. Семья се-годня теряет свой потенциал. И вообще теряет культуру в поддержании игры, общении со сверстниками и так далее. Система дошкольного воспитания - это институт, удерживающий игровые формы деятельности, очень важные для развития ребенка. На этот вызов разрушения социокультурной ситуации развития и должна отвечать система дошкольного воспитания. Стандарт в этом отношении ориентирован на детоцентризм, развитие ребенка, сохранение детства, обеспечение проживания культурно оправданных возрастных этапов развития. Огромную дистанцию проходит ребенок. Сохранить своеобразие всех этих моментов - важнейшая задача. Темпы развития у каждого ребенка свои.
Это требует индивидуализации при организации образовательного процесса. Добавлю, у нас в стране более 30 процентов неполных семей. И здесь возникают огромные проблемы, связанные с социальным развитием ребенка. Мать в неполной семье пытается совместить разные ролевые позиции: и материнскую, и отцовскую. Мы, кстати, проводили несколько лет назад исследование, результаты которого показывают, что мальчик, который воспитывается в неполной семье, отстает в развитии от сверстников, эмоциональный фон другой, социальные образцы поведения другие.



- Там у взрослого другая позиция. Взрослый там не мама и папа, это общественный взрослый. Ребенок в дошкольном учреждении сталкивается с другим типом взрослости. Ребенок впервые сталкивается со взрослым, который относится к нему не как мама или папа, а по-другому. Но, безусловно, гендерная проблема в образовании существует. А вообще, кстати, вы задумывались, почему мальчики с определенного возраста хуже учатся? Потому что вокруг них мало мужчин. Нет ситуаций мужского отношения. Возникает кризис идентичности, и мальчик с определенного возраста не вписывается в нормы женского контроля. Начинается бунт, не просто возрастной, а касающийся полоролевых отношений: «Почему это меня контролируют женщины?!»



- В стандарте есть очень важный, на мой взгляд, момент, связанный с гуманистическим подходом к ребенку. Не просто индивидуализация, а особое ценностное отношение к ребенку. Там изложены конкретные требования к взрослому, который является воспитателем детского сада. Эти требования не просто связаны с уровнем образования, они связаны с ориентацией, определяющей индивидуально-личностный подход. Самоценность уважения к личности ребенка, учет его индивидуальности, его интересов, поддержка его активности, включение ребенка в разно-образные виды деятельности, предоставление ему широких возможностей освоения разных видов деятельности. И очень важно, что стандарт опирается во многом на идеи Льва Семеновича Выготского и отечественной психологии, которые вводят понятие социальной ситуации развития ребенка и ориентации взрослого на зону ближайшего развития: на то, что ребенок еще не может сделать один, но уже может сделать со взрослым. А это значит, что взрослый умеет и способен войти в партнерские отношения с ребенком. Это не ситуация, когда ребенок хочет закрыть дверь перед взрослым, спрятаться и играть; это, напротив, ситуация, когда взрослый желанный парт-нер, которому интересен сам ребенок, его вопросы. Ребенок знает, что он идет туда, где его ждут, и он будет занимается этим, этим и еще и этим. И все это ему интересно.



- Есть много воспитателей, которые не просто готовы, а эти идеи реализуют и так живут. Может быть, они каких-то книжек особых и не читали, но у них есть чувство ребенка. Понимать детей - это талант. У нас было неплохое образование в педагогических колледжах, где готовили специалистов именно для детских садов. Там было много позитивных моментов, связанных с умением играть, рисовать, умением поддерживать детскую активность. Модернизация не должна утратить замечательный потенциал подготовки специалистов для детских садов. Требование, чтобы все воспитатели были с высшим образованием, - это, конечно, важно, но в садике больше нужны особые способности, а их институты часто не дают. Стандарт задает ориентиры и намечает контуры конкретных педагогических программ. Помимо организации игр, деятельности ребенка есть еще очень важный момент нравственного, социального развития. Детские воспоминания строятся на ярких впечатлениях от радостных событий. Вхождение в культуру, освоение ее осуществляется путем проживания праздничных ситуаций, которые структурированы календарем. Это и есть процесс формирования позитивного отношения к миру, формирование позитивных ценностей. А взрослый в детском саду - это человек, который умеет организовать, создать такой праздник.

Автор: Лариса ЛИХАЧЕВА





- Нет необходимости разъяснять роль дошкольного периода в развитии вообще человека в целом, в его успешности, в его карьере, в его просто счастливом образе жизни. Проект стандарта был размещен на сайте Министерства образования и науки, предложения и замечания получает и Общественная палата. Очень хорошо на самом деле, что есть большое количество мнений по этому поводу, именно они дают возможность нам, разработчикам, и Минобрнауки РФ их учесть. Некоторые из позиций совершенно очевидны, например, то, что действие стандарта надо распространить на все организационно-правовые формы и организации, занимающиеся дошкольным образованием. Так же как не вызывает вопроса и предложение об уточнении понятийного аппарата. И почему-то, говоря о консультировании родителей, имеют в виду только родителей детей с особенностями здоровья. Мне кажется, необходимо консультировать о проблемах развития абсолютно всех.


- Когда говорят - «детство», когда каждый видит, насколько разнообразен каждый ребенок, сколько в нем возможностей, сколько в нем уникальности, и при этом рядом произносят слово «стандарт», то неизбежно возникают самые разные ассоциации, причем и те ассоциации, что могут смутить любое нормальное сознание. Поэтому с самого начала идеология разработки стандарта как реальности, связанной с тем, что дошколка становится определенным самостоятельным нормативно-правовым уровнем образования, стала тем моментом, который побудил группу разработчиков за короткий срок - практически в 4 месяца - разработать проект стандарта дошкольного образования прежде всего как стандарт поддержки разнообразия детства. При разработке стандарта разработчики, имеющие разные подходы, разные взгляды, но ищущие стратегию накопления согласия, очень четко придерживались гиппократовского принципа «не навреди».
Наш стандарт - стандарт развития, а не жесткого контроля.


- Предмет регулирования стандарта - отношения в сфере образования между их участниками, самими дошкольниками, педагогами, психологами, родителями детей, муниципальными, региональными и федеральными органами управления образованием.
Одна из важных целей стандарта - обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования, потому что он дает реальную возможность каждому ребенку получить дошкольное образование. К 2016 году очередей в детские сады по плану Правительства Российской Федерации в нашей стране не будет, таким образом, каждый ребенок сможет попасть в то образовательное учреждение, куда он хочет попасть.
Когда мы говорим о том, что стандарт обеспечит единство в структуре программ, единство в условиях их реализации, единство в результатах как целевых ориентиров, думаю, что уже ни у кого не возникнет вопросов, как ребенок из детского сада во Владивостоке сможет поступить в первый класс московской школы.
Социализация детей дошкольного возраста - то основание, вокруг которого, собственно, и раскручивается вся ситуация создания данного стандарта. Требования, которые обязательны при реализации программ, к условиям, к структуре и к результатам в нашем стандарте занимают главенствующую, самую важную позицию. Разработчики предлагают 4 образовательные области - направления развития: коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие ребенка.
Требования к результатам в стандарте представлены в виде целевых ориентиров. И никаких требований в виде результатов! Целевые ориентиры могут быть полезны не только педагогам и психологам дошкольных образовательных организаций, но и широкой общественности.


- В новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» этот стандарт особенно выделен из двух соображений. Первое - это действительно документ, который описывает государственную гарантию. Статус уровня дошкольного образования, стандартов дошкольного образования состоит в том, что сейчас в отличие от прежнего времени ситуация, когда государство обязано найти гражданину какой-либо вариант дошкольного образования. До 1 сентября 2013 года такого обязательства де-юре не было, с 1 сентября появится новый статус дошкольного образования, стандарт, который говорит, что надо сделать, чтобы такую гарантию предоставить. Мне кажется, стандарт задает уровень дошкольного образования как значимый с точки зрения своих задач и своих результатов. Стандарт как регулятор дошкольного образования стал более европейским. Это документ, рассчитывающий на то, что каждое учреждение, которое этот стандарт реализует, имеет еще свою собственную программу, специфичную для той местности, где она работает, тех родителей, которые туда пришли, те индивидуальные потребности граждан, которые сложились непосредственно применительно к этому образовательному учреждению. Не случайно в законе есть специальная оговорка, что это единственный из стандартов по всем уровням образования, который не предполагает аттестацию тех, кто по этому стандарту образовывается.


- В стандарте указано, что аттестация детей недопустима, и это полностью соответствует закону. Вместе с тем в стандарте указывается целесообразность проведения некоторого мониторинга развития ребенка с учетом пожеланий и согласия родителей, мониторинга, который позволил бы перестроить, создать новые условия, обеспечивающие благополучное развитие ребенка и полную реализацию его потенциала. Преемственность детского сада и начальной школы ни в коем случае нельзя понимать как некий обязательный минимум зуновского типа, это готовность самого ребенка, образовательного учреждения принять ребенка таким, какой он есть.


- Самое основное в дошкольном образовании - взаимодействие ребенка и взрослого. Педагогу сегодня наше общество начало доверять, весь бум с дошкольным образованием связан в первую очередь с доверием к педагогам и с желанием включить дошкольное образование в стратегию семьи, и это не просто мода, это другое отношение.
Содействие очень важно. Доступность дошкольного образования в стандарте поставлена во главу угла. Именно из-за этого в нем есть и вариативность, и гибкость, и поддержка всех форм, причем государственного, муниципального и негосударственного сектора. Мы работаем в пространстве ограниченных ресурсов, справиться в пространстве неограниченном мы не сможем.
Конечно, у нас просчитаны возможные сценарии того, сколько может стоить тот или иной вариант развития. Тем не менее мы все понимаем, что это должно быть открытое пространство, вовлекающее туда и индивидуальных предпринимателей, и педагогов, которые с этим связаны, расширяя и семейные формы, и гибкое сочетание возможного кратковременного пребывания, и развитие сети дошкольных образовательных учреждений, и сетевое взаимодействие с другими учреждениями спорта, культуры, наверное, это и школы, там, где это возможно.


- В международных документах говорится о том, что воспитатель должен быть высокопрофессионально образованным человеком. Что это значит? Мы сейчас делаем учебные планы чуть ли не раз в квартал, все время снижаются часы на работу со студентами, вся работа переносится на свободное время, а его никто не контролирует. Что воспитатели за это время получают, куда они движутся, в каком направлении, мы не знаем, а здесь необходима какая-то конкретность. Я могла бы привести много очень ярких примеров, какие диагностики используют некоторые психологи, а наши инспекторы и методисты тут же ставят задачки, не считаясь с программой, с пожеланиями и рекомендациями воспитателей, учить детей тому-то и тому-то.

Автор: Виктория НИКОЛАЕВА

Источник: http://mon-ru.livejournal.com/70980.html

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Стипендиаты Угличского муниципального района – 2011

Детскому саду «Светлячок» 45 лет!

Тамара Сергеевна Воронина: организатор, учитель, завуч, директор