ЕГЭ! ЕГЭ? ЕГЭ…

Алексей Лидин 
«Угличская газета» (№ 23 от 12.06.2013 г.) 


Осталось меньше двух недель до того момента, как выпускники угличских школ получат аттестаты об образовании, отпразднуют вместе с родителями и учителями окончание учебы и разъедутся подавать документы в приемные комиссии вузов. Возможности поступления в тот или иной университет или институт на ту или иную специальность будут напрямую зависеть от результатов единых государственных экзаменов (ЕГЭ), которые сдавали выпускники. 


В этом году городские и сельские школы Угличского района заканчивают 213 одиннадцатиклассников, которые участвуют в ЕГЭ. Вместе с ними эти экзамены сдают трое молодых угличан, которые не получили аттестатов в прошлом году. Двое, потому что на ЕГЭ-2012 не смогли преодолеть порог по обязательным предметам (математика и русский язык), и один, который был удален с экзамена за наличие мобильного телефона. 

Напомним, что сегодня для получения аттестата о среднем полном образовании достаточно сдать ЕГЭ только по обязательным предметам. Все остальное — дело выбора выпускника, который еще в феврале должен был определиться, в какие вузы планирует поступать, а значит, и какие ЕГЭ будет сдавать дополнительно. 

В 2013 году выбор предметов на ЕГЭ угличскими одиннадцатиклассниками стал вполне традиционным. Большинство (56,3%) сдает обществознание. На втором месте по популярности, история, которую выбрали 44 выпускника (21%). Далее следуют: физика (17%), информатика и биология (по 13%), химия (10%), английский язык (9%), литература (7%) и география (5%), самый непопулярный экзамен — немецкий язык, его выбрали всего 4 выпускника (2%). 

Еще 27 мая выпускники сдавали первый ЕГЭ по русскому языку. Кроме него на сегодняшний день уже состоялось большинство экзаменов: математика, информатика, история, биология, иностранные языки, физика, обществознание и химия. В отличие от ряда других территорий Ярославской области, в Угличском районе в этот раз обошлось без нарушений правил проведения ЕГЭ, в том числе со стороны выпускников. Это значит, что в 2013 году не будет выпускников, которые останутся без аттестатов именно по этой причине, как это случилось год назад. 

Поскольку проверка ЕГЭ занимает много времени, на момент подготовки нашей статьи известны результаты только по русскому языку. В нашем районе его сдали все выпускники. Впрочем, эта приятная новость мало изменила мрачную атмосферу, сложившуюся в этом году вокруг сдачи ЕГЭ. Количество скандалов, раздутых средствами массовой информации вокруг этого национального экзамена, превысило все допустимые нормы. 

Еще накануне ЕГЭ по русскому языку начала просачиваться информация о размещении материалов экзамена в Интернете. Скачать ее можно было как бесплатно, так и за вполне доступную оплату. Насколько материалы, предлагавшиеся в Интернете, соответствовали реальным экзаменационным заданиям, сказать никто не мог, но с каждым следующим ЕГЭ ажиотаж вокруг этой проблемы нарастал. 

Объяснения Министерства образования о том, что в отдельных случаях могла быть частично нарушена защищенность каналов, по которым передавались материалы ЕГЭ, только подлили масла в огонь. Заявления со стороны высшего руководства страны о том, что в сложившейся ситуации нужно разобраться и наказать виновных, никого не утешают. Слухи про то, что все происходит из-за желания неких политических сил добиться отставки министра образования Дмитрия Ливанова, ничего не меняют для одиннадцатиклассников, их родителей, учителей и многих других людей, так или иначе связанных с образованием и воспитанием. 

Очевидно, первой пострадавшей стороной происходящего стали выпускники. Те, кто честно готовился к ЕГЭ и не лазал в Интернет, чувствуют себя обманутыми. Те, кто хорошо справился с экзаменом или сдал его выше, чем ожидалось, никогда не смогут доказать, что Интернетом не пользовались. И те, и другие получили на всю жизнь урок о том, что порядочность и трудолюбие ничего не стоят, когда государство не в состоянии обеспечить условия для справедливой конкуренции и честных правил игры. С уверенностью можно сказать, что нынешние выпускники расскажут об этом уроке тем, кто еще не закончил школу. 

Не в лучшем положении, чем одиннадцатиклассники, оказались и учителя. Плоды многолетней работы по обучению и, самое главное, воспитанию школьников оказались под вопросом. Как теперь объяснить школьникам, что отметка на итоговом экзамене — это результат многолетнего труда? Как смотреть в глаза тем выпускникам, которые, доверяя педагогам и родителям, честно учились в школе и также честно готовились к ЕГЭ? Как вообще поступить, когда страна полнится слухами о том, что материалы экзамена есть в Интернете: сделать вид что ничего такого нет; продолжать говорить о том, что справедливость все-таки существует; скинуть своим ученикам ссылку в Интернете с материалами, которые, возможно, будут на ЕГЭ (а возможно, просто чья-то шутка); или скачать все самому и накануне экзамена прорешать с выпускниками? В общем, сохранить в сложившихся обстоятельствах лицо и честь профессии — большая проблема. 

Остается только надеяться, что уже в этом году Министерство образования примет эффективные меры, гарантирующие справедливость и прозрачность проведения ЕГЭ во всех территориях РФ, а большинство выпускников, которые честно сдавали экзамены, смогут поступить в те вузы, куда хотели.



РРЕГЭ как зеркало 

Какие проблемы государства, общества и школы выявил единый экзамен.
Григорий Тарасевич «Русский репортер» (№ 23 от 13.06.2013 г.)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Важная веха в жизни и профессии

Что выберешь, десятиклассник?

Тамара Сергеевна Воронина: организатор, учитель, завуч, директор