Учитель в социальном векторе развития села

Николай Фомин 
«Угличская газета» (13.02.2013 г.) 


Ниноровская школа
Такое название получил состоявшийся 7 февраля Всероссийский форум учителей сельских школ, организованный Всероссийским педагогическим собранием совместно с Министерством образования и науки РФ. Форум собрал 750 участников из всех регионов России. Приняла участие в его работе и представительная делегация угличских педагогов. Это стало возможным благодаря сотрудничеству Управления образования Угличского района и угличского филиала МГУТУ им. К. Г. Разумовского, возглавляемого Галиной Мозжухиной. 

На форуме обсуждались пути развития сельской школы, реализация программы «Учительский дом на селе», проблемы привлечения в сельскую школу молодых специалистов, развитие дистанционных образовательных технологий, вопросы повышения квалификации учителя сельской школы, статуса педагогического работника. Для этого были организованы восемь дискуссионных площадок. 

На пленарном заседании Форума выступили министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Николай Константинов, председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова, представители региональных отделений Всероссийского педагогического собрания. Высказанные на дискуссионных площадках мнения и позиции, представленные на пленарном заседании, оформлены в резолюцию Форума. 

— Для нас сельская школа была, есть и будет в центре внимания государственной образовательной политики, — сказал в начале своего выступления Дмитрий Ливанов. 

Он заверил собравшихся в том, что политика в сфере образования будет направлена на укрепление сельской школы, заботу о ней и о тех, кто там работает. Это объясняется тем, что именно в сельских школах сегодня трудятся около 40% всех педагогов нашей страны. Забота о них — первоочередная задача государства. На ближайшие годы рассматривается обеспечение одинаково высокого качества образования и в малокомплектных, и в крупных школах. Поэтому и дети, и учителя не должны испытывать дефицита ни в чем, касающемся условий обучения: ни в учебных пособиях, ни в учебных материалах, ни в спортивной и культурной инфраструктуре. 

Создать такие условия невозможно сразу, двигаться в этом направлении предстоит поэтапно. И для ускорения этого движения Игорь Ливанов призвал объединить усилия министерства и педагогического сообщества. 



Валентина Иванова, председатель Всероссийского педагогического собрания:

— В нашей стране 43 тысячи сельских школ. За 10 лет в России закрылась каждая третья сельская школа. Благодаря такому масштабному форуму мы впервые за много лет подняли вопросы сельских учителей на всероссийском уровне. Надо изменить отношение к малокомплектной школе и школьному учителю, мы должны сделать так, чтобы условия и качество образования в сельских школах не уступали образованию в столице и крупных городах. Необходимо расширять льготы для молодых педагогов, запускать программу «Учительский дом», по которой учителям будут предлагаться льготные ипотечные условия.
Источник: «Российская газета» 


В качестве первостепенной задачи на 2013 год министр определил обеспечение каждой сельской школы быстрым Интернетом, чтобы у школьников и учителей не было ощущения информационной оторванности. Эта цель сложна как технически, так и организационно, поэтому к ее решению планируется подключить Министерство связи. 

Игорь Ливанов напомнил и об обязанностях регионов и муниципалитетов гарантировать подвоз сельских школьников, которые проживают на расстоянии более двух километров от своего образовательного учреждения. Не остались без внимания министра вопросы заработной платы учителей на селе, нормативов финансирования малокомплектных сельских школ и перспектив их существования. 

Многое из того, о чем говорил министр образования и науки, уже реализуется в школах Ярославской области и Угличского района. Остается надеяться, что все приоритеты, определенные на федеральном уровне, смогут быть реализованы в крайне разных условиях существования сельских школ, расположенных в провинциальной глубинке. 


Ирина Капелькина, директор Маймерской ООШ: 
— На круглом столе «Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“: мифы и реальность» мы обсуждали проблемы организации дистанционного обучения в условиях низкоскоростного Интернета, обеспечения жильем молодых специалистов, льгот сельским учителям, а также вопрос о роли школы как социокультурного центра села. У учительства Архангельской, Тамбовской, Вологодской областей, нашего региона есть много схожих проблем и предложений по их решению. 

Светлана Демиденко, начальник отдела развития общего образования Управления образования УМР, участник работы диалог-клуба «Наша новая сельская школа: размышляем вместе»: 
— Участников нашего диалог-клуба волновал вопрос о том, какие меры помогут снизить отток сельского населения и вернуть сельских жителей на родную землю. Учительница из Смоленской области поделилась опытом обучения бизнесу и предпринимательству. Рассказала о том, как старшеклассники работают в школьной мини-типографии, производят поп-корн, реализуют проекты озеленения школьного участка. Все это помогает детям не только освоить азы бизнеса, но и заработать деньги. Директор школы из Белгородской области рассказал о работе учебно-производственной бригады, которая помогает привить детям любовь к земле. Участие в бригаде добровольное, на конкурсной основе, так как дети получают реальную заработную плату. Педагог считает, что не только Министерство образования, но и Министерство сельского хозяйства должно нести ответственность за поддержку сельской школы, а самая лучшая поддержка школы — развитие производства на селе. 

Ирина Власова, директор Улейминской СОШ, участник дискуссионной площадки «Школьный автобус» на дороге знаний«: 
— Главный вопрос нашей площадки — как организовать работу на муниципальном и региональном уровнях по обслуживанию школьных автобусов. В регионах есть интересный опыт. Так, например, существует дифференцированная оплата работы водителей в зависимости от протяженности маршрута. Прозвучали предложения: ввести в штаты школ должность сопровождающего детей во время поездки на школьном автобусе; обеспечить перевозку дошкольников. К сожалению, нормативные документы, регламентирующие возможность доставки малышей, до сих пор находятся в стадии рассмотрения. 

Светлана Новикова, директор Ниноровской ООШ, участник дискуссионной площадки «Дистанционные технологии — будущее образования на селе»: 
— Мы обсуждали вопросы повышения качества обучения при помощи использования современных информационных технологий, электронных библиотек, телеконференций. Интересный опыт представили коллеги из Тюменской области. Там школа районного центра Сладково является ресурсным центром по организации дистанционного обучения. В школе создана электронная библиотека, доступ к которой имеют дети всех школ района. Успешно ведутся уроки в дистанционной форме. В ходе свободной дискуссии была возможность сравнить уровень информатизации нашего региона с другими территориями.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Стипендиаты Угличского муниципального района – 2011

Детскому саду «Светлячок» 45 лет!

Тамара Сергеевна Воронина: организатор, учитель, завуч, директор

Важная веха в жизни и профессии