Алтыновской школе – 30 лет

Александр Гладышев 
«Угличанин» (23.01.2013) 


14 декабря отпраздновала свой 30-летний юбилей Алтыновская общеобразовательная школа. Празднование прошло без ненужного шика и лоска, но программа была подготовлена обширная, и учителя максимально использовали самый главный в таких делах ресурс — человека. Неудивительно, что гости на празднике были не только из родной и соседских сёл и деревень, но и из города — даже представители районной администрации, управления образования, главы сельских поселений, директора школ и депутаты поздравляли в тот светлый день учителей Алтыновской школы. 


То, что гостей на праздник пожаловало немало — мы увидели, уже въезжая во двор школы, заставленный машинами — припарковаться было несколько проблематично. А в школе царила самая настоящая предпраздничная суета — учителя встречали гостей, приглашали пройти и занять места, дети толпились у входа в зал, и в школьном коридоре раздавалось волнительное, радостное жужжание детей и взрослых. И вскоре всё действо переместилось в зал. Кстати, в торжественной части были задействованы не только учителя и ученики, но и выпускники школы, которые сейчас освоили профессии и работают на селе и в городе. 

Всем в тот день было что сказать родной школе. От души поделились своими воспоминаниями и впечатлениями об опыте работы в школе её бывшие директора — люди, не просто внесшие вклад в развитие и становление школы, а отдававшие частичку своей большой учительской души. 

Первым директором школы стала Нина Николаевна Баскова, в 1984 г. школу возглавила Майя Григорьевна Ветрова, затем эстафету руководства взяла Татьяна Самсоновна Малыгина (1986—1987), с 1987 по 1989 год директором трудилась Александра Георгиевна Балмасова, и с 1989 года и по настоящее время школой руководит Лидия Ивановна Селиванова. 

Наверное, я не ошибусь, если скажу, что за эти годы слова «Селиванова» и «Алтыновская школа» стали синонимами, очень прочно, всей душой этот человек врос в жизнь школы — детей, учителей, родителей... В одном из выступлений прозвучала фраза, что сама по себе школа — это лишь здание, а наполняют её жизнью дети, учителя... Для Лидии Ивановны школа всегда, наверное, была именно детьми и учителями, но и зданию, разумеется, уделялось немалое внимание. 



Когда я вошёл в школу — мне не поверилось сначала, что я снова здесь. Всюду чувствовались хозяйская рука, строгая дисциплина, любящее сердце и неиссякаемый энтузиазм: на стенах висели расписания уроков, графики уборки, детские работы и прочая необходимая для школы информация. В кабинетах идеальный порядок — почти ничего не изменилось, только стало современнее, да компьютерный класс появился за эти 7 лет. Страшно подумать, что я ни разу не навестил эту школу за 7 лет! 

Школа по-прежнему гостеприимна и тянет к себе людей — вот что главное осталось незыблемым, она блюдёт свои традиции. У всего этого есть свой секрет, вернее даже девиз. Когда Лидия Ивановна выступала перед гостями праздника, то из её уст прозвучала фраза:


— Не знает — научи, не может — помоги, не хочет — заставь.
Вот наш девиз. 


Вспоминали много и о разном: о школьном озорстве, своей молодости и задоре. Немало времени уделили и курьёзам, которых в опыте учителей тоже хватает. Я, наверное, в этой теме мог бы составить серьёзную конкуренцию даже маститым учителям. Вот только один из случаев: как-то раз утром в учительской я просматривал журнал, готовясь к уроку, рядом на кресле просматривала журнал Майя Григорьевна Ветрова — её тогда попросили заменить заболевшую учительницу. Отвлекусь и скажу читателю, что я снимал комнату у Майи Григорьевны и был для неё кем-то вроде внука, между нами были уважительные, дружеские отношение. Так вот, все в учительской занимались своими делами, я тоже присел на кресло. Несколько минут спустя в учительскую вошла Лидия Ивановна и как всегда степенно, неторопливо и с уважением сказала всем присутствующим: 

— Здравствуйте. 

В ответ все мы поздоровались. Тут она перевела на меня взгляд, и за эти доли секунд я насторожился. 

— А вы почему не на курсах, Сан Юрьич? — вдруг огорошила она меня. 

Я стоял как школьник и единственное что мог сообразить — это с трудом выговорить ужасную правду: 

— А я думал, на следующей неделе... 

Майя Григорьевна добродушно, звучно и заразительно рассмеялась. Лидия Ивановна повернулась всем туловищем в нашу сторону и, не повышая голоса, отчеканила глядя мне в глаза: 

— Безответственность какая! 

А потом перевела взгляд на Майю Григорьевну и строго сказала: 

— Чего ж тут смешного-то, а? 

Прозвенел звонок, все разошлись по кабинетам, сдержанно пряча улыбки. Да, бывало всякое, и это школа жизни. Именно про эту школу и разговаривали в день юбилея все. 

На празднике было много разного, и настроение было самое неоднородное — то грустноватое от ушедших школьных лет, то взлётное от приятных воспоминаний и надежд на детей — наше будущее. 

В программе сюрпризов тоже хватало. Чего только стоил экзамен на внимательность! «Студентам» задавали далеко не самые простые вопросы: «Сколько ступенек на крыльце школы?», «Какой первый стенд мы видим на стене, когда заходим в школу?». Надо отдать должное экзаменуемым — они с заданиями справлялись, и в тупике им оказаться не пришлось. Мне, правда, на многие из задаваемых вопросов было бы не ответить. Ну не так и страшно, может быть, что я не помню некоторых мелочей. Зато у меня в памяти навсегда чётко отпечатались лица учеников и учителей, с которыми я работал, и хорошо, что на праздновании юбилея я успел поговорить со всеми. 

Отлично помню, где лежали шашки у бывшего учителя физкультуры и ОБЖ Алексея Леонидовича Долинина. Он всегда хладнокровно доставал из ящичка шашки, будто был уверен, что обязательно меня обыграет. И ещё с теплотой вспоминаю, как ребятишки приходили ко мне в библиотеку не столько книг взять, сколько пообщаться. 

Всех слов в газетной статье, пусть даже и большой, не выскажешь. Каждому ученику и учителю Алтыновской школы я передаю привет и говорю большое спасибо. Из бывших выпускников я увидел одного только парнишку — Павлика Кабанова. Было приятно пожать тебе руку, Павел, не забывай. Был маленький пятиклашка, а сейчас взрослый человек, мужчина — из армии недавно вернулся, но озорная искорка в глазах, желание быть лучшим и красивая осанка, по-моему, прежними остались. 

До свидания, Алтыновская школа, до встречи, прости если что не так — если надо будет я приеду, чтобы исправить свои ошибки... 



Появление новой школы связано деятельностью К.И. Канахистова. Поскольку началось расширение хозяйства, увеличился приток населения. Люди, желающие поднимать сельское хозяйство, съезжались со всей страны. Численность молодых семей увеличилась, возникла необходимость в дополнительном строительстве. К.И. Канахистов построил детский сад в п. Алтыново, в Шубино — более 50 домов, магазин «Волга», столовую, клуб, памятник участникам ВОВ, дом быта, медпункт, теплицу, санаторий «Углич», дома сотрудников профилактория. А в 1982 году была сдана и наша школа, которая по названию совхоза получила наименование Алтыновская.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Стипендиаты Угличского муниципального района – 2011

Детскому саду «Светлячок» 45 лет!

Тамара Сергеевна Воронина: организатор, учитель, завуч, директор