Какой будет школьная библиотека?
Pro_
В современной школе библиотека, в основном, выполняет функцию выдачи учебной и справочной литературы педагогам и учащимся. При этом школьная библиотека перестаёт претендовать на то, чтобы быть информационно-культурным центром, хранилищем и источником знаний. Основная причина утраты библиотеками былого статуса — развитие информационных технологий, которые позволяют хранить и обрабатывать в Интернете большие массивы данных. Не случится ли так, что в ближайшем будущем библиотеки школ будут работать только в режиме онлайн? Предлагаем задуматься над тем, какой должна быть школьная библиотека.
РИА Новости, опираясь на мнение писателей, специалистов по библиотечному делу и футурологов, выделили десять основных трендов развития библиотек, которые сводятся к тому, что в эру гаджетов и электронных носителей информации бумажные экземпляры книг, вероятно, останутся только в немногочисленных офлайн-библиотеках. А сами библиотеки эволюционируют в некое подобие музеев, где можно познакомиться с «настоящими бумажными книгами», прикоснуться к ним, ощутить особый «библиотечный» запах и атмосферу. Эта точка зрения представлена в инфографике.
В современной школе библиотека, в основном, выполняет функцию выдачи учебной и справочной литературы педагогам и учащимся. При этом школьная библиотека перестаёт претендовать на то, чтобы быть информационно-культурным центром, хранилищем и источником знаний. Основная причина утраты библиотеками былого статуса — развитие информационных технологий, которые позволяют хранить и обрабатывать в Интернете большие массивы данных. Не случится ли так, что в ближайшем будущем библиотеки школ будут работать только в режиме онлайн? Предлагаем задуматься над тем, какой должна быть школьная библиотека.
РИА Новости, опираясь на мнение писателей, специалистов по библиотечному делу и футурологов, выделили десять основных трендов развития библиотек, которые сводятся к тому, что в эру гаджетов и электронных носителей информации бумажные экземпляры книг, вероятно, останутся только в немногочисленных офлайн-библиотеках. А сами библиотеки эволюционируют в некое подобие музеев, где можно познакомиться с «настоящими бумажными книгами», прикоснуться к ним, ощутить особый «библиотечный» запах и атмосферу. Эта точка зрения представлена в инфографике.
Сергей Волков, учитель русского языка и литературы:
«Сейчас учителям литературы стало особенно трудно преподавать свой предмет. Мы приходим к школьникам с большими, многостраничными и очень развернутыми текстами, причем развернутыми линейно, без всяких дополнительных уровней. Еще никогда на молодежь не оказывали такого влияния тексты другого типа, которые существуют в логике развертывания соцсетей вродеFacebook или ВКонтакте. Это маленькие тексты с возможностью проваливаться по гиперссылкам, с возможностью, если ты хочешь читать больше, искать больше».По мнению Русской школьной библиотечной ассоциации, библиотекам необходимо искать иные функциональные ниши или оптимизировать существующие направления деятельности, которые будут отвечать уровню технологий и пользоваться спросом у аудитории, то есть нужно соответствовать требованиям цифрового общества.
Между тем, есть хорошие примеры развития библиотечной инфраструктуры согласно требованиям цифрового общества. Так, публичная библиотека Амстердама является не просто хранилищем литературы. Это и мультимедийный центр, обеспечивающий открытый доступ к фильмам, музыке, и место досуга для взрослых и детей. Как отмечает в своём репортаже Илья Варламов, традиционный в нашем представлении читальный зал здесь отсутствует, зато есть более 1000 рабочих мест, 600 из них оборудованы компьютерами с выходом в интернет и офисными приложениями.
Возможно, и школьная библиотека, если она претендует на то, чтобы быть информационным центром или составлять важную часть информационно-образовательного пространства школы, должна отвечать духу времени и стать тем местом, куда захочется прийти учащимся и педагогам.
Ссылки по теме:
Поколение гаджетов (И. Якутенко) – Lenta.ru, 17.07.2012
Виктор Дронов: «Цифровая среда интуитивно понятна для детей» – Интернет-издание «Просвещение», 14.08.2012
Комментарии
Отправить комментарий